chest_i_razym (chest_i_razym) wrote,
chest_i_razym
chest_i_razym

неКитайцы сделали компьютерную игру по типу "Цивилизации" про Китай

Хочу поздравить всех любителей 4x-стратегий. Нам давно уже надоели бесконечные ремейки Цивилизации Сида нашего Мэйера и Сёгуна тотала нашего вора.

Встречайте
Oriental Empires



На первый взгляд, сие изделие есть потомок внебрачной связи тотал вора с цивилизацией, выросший в Китае.

Я не знаю, почему британские создатели взяли как основу историю Китая от древнейших времен до огнестрельной эпохи, ведь многих геймеров европейцев и американцев все эти разборки китаезов и кочевников неведомы и не интересны. Игра смотрелась бы намного вкуснее, если бы затрагивала любую доиндустриальную эру европейской истории. Ведь, механики по сути одни и те же, такие же аграрные государства, кочевники, империи.

Вот и я целый год имел эту игру ввиду, но так ни разу и не поиграл. Сейчас же вылезти из этого чуда не могу.

Во-первых, как историк, могу сказать, что это первая 4х стратегия на механиках близких к реальным исторических механикам развития экономики и армии тех времен.

Никаких снопов и щитков. Никаких колесниц тупо штурмующих копейщиков. Клевцы, костяные наконечники. Вы возглавляете земледельческое государство ранней бронзовой эры, и это реально чувствуется. Вот, например такой сценарий.

Играл я значит, играл. Расширял поля, расчищал леса, потихоньку развивал ремесла и торговые центры. И вот, появилась возможность ввести налог на соль. Круто же. Как ранее было в цивках? ученые изучили новую фичу, включай её не думая, будет профит. Но тут всё кончилось катастрофой. Итак, ну, говорю, я советникам, врубайте налоги, бум рынок второго уровня строить. А они говорят, для такого налога надо бюрократическую систему создать. Ну, ладно говорю, давайте там. Итого, на бюрократию затраты казны 500 монет, налог на соль приносит всего 300 монет. Экономия однако. Не все налоги одинаково полезны. Пока чесал репу, крестьяне потихоньку стали возмущаться новыми налогами. Ну, кто они такие, когда я сам небесный император. Однако постепенно в лесах стали появляться банды разбойников, вероятно, из разорившихся крестьян. Да, что они сделают, против моей имперской армии в тысячи копий с кремневыми наконечниками и парочкой медных клевцов. Мои колесницы издали расстреляют противника. Ха-ха.

И вот, моя непобедимая армия пошла в провинцию усмирять разбойников. А разбойники времени не теряли. Каждый ход разоряли рисовые поля. Ситуация с едой в городе осложнялась, теперь бухтели уже почти все. Ну, а когда моя армия уже прибыла в регион, начались проливные дожди, поля превратились в болота, пища практически исчезла и...

Крестьяне решили создать собственное государство. Перебив аристократию, они выставили равную моей армию. Вот это поворот, подумал я, однако мои войска с клевцами, с колесницами, должны поставить чернь на место. И вот уже войска мятежников почти разгромлены, в панике крестьяне разбегаются по окрестностям. Но вдруг лидеры повстанцев поговорили с офицерами карателй, и те решили, что вместе им будет сподручнее бить меня, а не друг друга.

И вот, вместо решительной победы, я потерял провинцию, армию. Далее повстанцы выдвинулись по направлению к столице. В панике я начал строить крепость. Но тут случилось землетрясение, пожар. Часть башен крепости сгорело, погибло много жителей, а крестьяне решили, что небеса гневаются на меня. Я быстро издаю указ о том, что признаю все свои ошибки, призываю ученых объяснить людям, что природные явления никак со мной не связаны, но те вероятно, не успели, прилетевшая комета и многократные мобилизации окончательно срывает бошки и столица с радостью присоединяется к восстанию. Ещё через пару ходов и под моим контролем остается лишь жалкая окраина. Ни денег, ни торговли, да еще и администрацию жрущую по 500 монет не сразу распустил. Войска с завидной регулярностью переходят на сторону противника.

И только когда лично император возглавил войско, дело пошло, хотя численность войска и уполовинилась из-за эпидемии в лагере. Видать, под зорким взором моих телохранителей с боевыми мотыгами, офицеры боятся идти на сговор с противником. Но и повстанцы не спят. Они расширяют свою империю, вступают в союз с моими соседями, и вот уже полмира стоит под стенами столицы, императора убивают в битве, его колесница разломана, а наследник не может сдержать свежие силы противника. Гейм овер.

А всего лишь нужно было строить амбары, которые сглаживают моменты с перебоями поставок еды. Я то прочел описание: амбары снабжают город пару ходов едой. На них еще деньги нужно тратить и место выделять. Зачем они нужны, я же никого из врагов не подпущу к городу. А оказалось, что наводнения или саранча могут спровоцировать голод и восстание. Впрочем восстать может и знать, поэтому нужно искать баланс, гнобить то тех, то других.

Ну, и про экономику. Торговые маршруты сами прокладываются, но если строишь хибару ткача, то знай, что нужен рынок сбыта для его изделий, инфраструктура. Иначе легко уйти в минус. Это раньше в таких играх можно тупо настроить тяп ляп экономические здания. Здесь же почти все здания и улучшения убыточны по умолчанию, и нужно приложить усилия, чтобы торговля окупала содержание инфраструктуры. Можно и реэкспортировать товары. Да, там есть и такое. Короче это не столько игра про войну, сколько про экономику. Где нужно строить города, как их быстро раскачивать, куда они будут торговать, чем торговать, пускать ли иностранных купцов в свои города.

даже если просто тупо строить рисовые поля, то крестьяне накапливают усталость. Растет недовольство, растет и риск восстания. И сначала начинают банды появляться на окраинах из бедняков, потом эти банды подрывают экономику провинции, и вот уже провинция не ваша.

Можно вводить феодальные повинности, можно наоборот пытаться переходить к более капиталистической экономике. Можно издать указ о запрете личного оружия у крестьян. Можно сжигать книги, изобрести Го и саке со счётами. Хотите унифицировать систему мер и весов, тут есть и такое.

В принципе, на этом движке, но с другим сеттингом можно было бы идеально сделать мод про смутное время в России начала 17 века. Но увы. Сеттинг про китайцев людям не заходит, и эта замечательная игра проходит мимо денег, а значит, вероятнее всего умрет.

Есть и минусы. Если понимаешь, как думает комп, то легко избегать войн. ИИ воюет плохо. Можно откупитьс от любого. Но пока вы все это не поняли играть на вери харде некоторое время интересно. Играть на более простых уровнях сложности не рекомендую. Итак легко.

Тактические битвы норм. Не такие долгие как в тотал воре, и простые как в цивке. Я думаю, британцы достигли золотой середины.

И реиграбельность присутствует. Вас может кинуть к кочевникам, в горы или в болота. Но ИИ надо править да.



Tags: games, знак качества, ролик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments