chest_i_razym (chest_i_razym) wrote,
chest_i_razym
chest_i_razym

Categories:

Наши желтолиции друзья тоже страдают ерундой

Рагурам Раджан, профессор Чикагского университета, предлагает посмотреть на успехи отраслей японской экономики, ориентированных на экспорт и потому подверженных сильнейшей конкуренции - в силу этого обстоятельства они конкурентоспособны, динамичны и эффективны, и Япония в этих отраслях сохраняет лидирующие позиции в мире. В сравнении с ними отрасли, ориентированные на внутренний рынок защищены высокими административными барьерами, и поэтому цены на услуги в Японии бесстыдно высоки, а японские компании, работающие в этом секторе (банковское дело, ритэйл, консалтинг и другие отрасли) не являются мировыми брендами: никто не слышал про японский "Walmart" или "Citigroup". Это узкое место было бы неплохо расшить, и ТРР является прекрасной возможностью.
Но японцы вновь упираются в сохранение статуса-кво. Даже ценой отставания.

В дополнение к вышесказанному в который раз уже приведу пример успешной плановой экономики. Южная Корея образца 60-80х годов представляла собой несколько огромных полугосударственных чеболей, то есть это практически административно плановой хозяйство. Но секрет успешности чеболей в ориентированности на экспорт.

Бюрократы в Корее могли приказывать корейцам покупать любой хлам, но приказать американцу купить корейскую игрушку невозможно. То есть без внешнего независимого экзаменатора плановая экономика развращается. Напомню, послевоенный рывок СССР во многом был вызван суровыми экзаменаторами из Третьего Рейха. Именно во время войны сложились и притерлись те шестеренки советской экономики, которые позволили и в космос человека отправить и атомную станцию построить. Но немецкие орды по естественным причинам кончились. К 70-м годам красные феодалы окончательно уверились в том, что можно сделать любое говно, его все равно граждане СССР будут брать, и последствий никаких.Так что же надо было делать коммунистам?

На внешние рынки доступа практически не было. Рынки развивающихся стран были практически неплатежеспособны. Кроме либерализации внутренней экономики выхода не было. Если нас не пускали к ним, то мы должны были пустить их к нам, тогда бы советские производители стали бы заинтересованы в улучшении качества своей продукции. Фактически это и было сделано в 90-х годах, но сделали на шаг больше, начали приватизацию. И вместо медленного выхода из депрессии с новой плановой промышленностью мы получили разгром промышленности как таковой.

В Путинское время начался откат, власти наконец-то поняли, что без господдержки отстоять отрасли в условиях мирового рынке не возможно. Были созданы госкорпорации, которые сейчас и спасают некоторые отрасли. Но, вместо одного шага назад к плану, шагов сделали два. Заказами госкорпорации загружает само же государство и связанные с ним фирмы, восстановился своеобразный минисовок, такой же страшно неэффективный.

А как надо было делать? Вот, например авиационный госконцерн. Разным школам и Кб выделяются деньги на создание перспективного среднемагистральника, деньги на это тратятся внушительные. Строятся опытные образцы. Затем государство смотрит, какой интерес произвел данный самолет на мировом рынке, а главное какова окупаемость его серийного производства. Если ниодин самолет не признан удачным (как это случилось сейчас), если нет внешних заказов, то государство закупает ограниченный тираж данных судов (для армии, мчс, президента, губернаторов и прочих бездельников, но не для аэрофлота). Делается это для того, чтобы окончательно не умерли производственные мощности. Заказы распределяются по всем авиозаводам вне зависимости от победителя. Снова выделяются деньги на разработку. Рано или поздно какое-нибудь из предприятий таки наймет нормальных (возможно даже западных) инженеров, сделает хороший проект, самолет будет популярен на мировом рынке. И вот тогда данное предприятие получит большие подъемные для стимулирования роста серийного производства. остальные предприятия также будут выполнять заказы победителя, но госзаказ на разработку новых самолетов должен создаваться на конкурентной основе регулярно.

Сейчас последним самолетом у нас является сухой супержопа. Иностранных заказов мизер, пришлось дать свои, к производству подключены и другие авиашколы, но очень неэффективно, вот и получается выпускать всего по 1 самолету в квартал.

Tags: Япония, экономика
Subscribe

  • Путин и рыночек

    "Торговые сети уже больше недели не могут закупить сахарный песок у производителей по фиксированным ценам, сообщила газета «Известия» со ссылкой на…

  • Про обнуление через биткоин и прочие акции шмакции

    Все понимают, что грядет кризис, другое дело даты и механика кризиса. По датам я пока склоняюсь на ноябрь-декабрь этого года и рецессия потом на 5…

  • Завершение аферы с фальшивомонетничеством

    ЕЦБ рассматривает возможность списания суверенных долгов со своего баланса. Первый акт аферы. Мы отвязываем деньги от золотого стандарта. Второй…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments