chest_i_razym (chest_i_razym) wrote,
chest_i_razym
chest_i_razym

Categories:

группа Mitsubishi


Ятаро Ивасаки родился 11 декабря 1834 года в городке Коши Аки-гун, что располагался в тогдашнем сёгунате. В то время Япония фактически была раздроблена на сёгунаты, сёгуны имели собственные армии и являлись по сути независимыми правителями. Родители Ятаро были обедневшими самураями и сводили концы с концами, обрабатывая землю. Тем не менее, принадлежность к самому высокому классу японского общества требовала от родителей дать сыну соответствующее образование. Мальчика рано научили письму, счету, а также искусству борьбы и владению оружием. В 14 лет Ятаро отправили к родственникам матери в столицу сёгуната город Коши. Там юноша в течение шести лет продолжал свое самурайское образование, а в 20 лет Ятаро вместе с отцом отправился в Эдо (прежнее название Токио).

Там, даже не начавшись, карьера будущего "государственного предпринимателя" чуть было не оборвалась... из-за конфликта с властями. Причиной столкновения стал отец Ятаро, который, сильно перебрав саке, избил крупного чиновника и попал в тюрьму.


Ятаро возмутила несправедливость наказания и, придя к отцу, он стал поносить местную власть, а потом поссорился со стражей. В итоге младший Ивасаки тоже оказался за решеткой. Правда, его проступок не сочли тяжким - все-таки он защищал отца - и Ятаро скоро выпустили. Но про карьеру в столице Ятаро пришлось забыть.

Он вернулся на родной остров Сикоку и четыре года перебивался случайными заработками. Однако столичная тюрьма многому научила Ятаро. Он расстался с иллюзиями о самурайской чести и понял, что настоящими властителями Японии являются чиновники всех размеров. Поэтому Ятаро тоже решил стать чиновником. Но попасть даже на самую простую должность оказалось не так просто. В конце концов Ивасаки познакомился с Тойо Йошида и Сохиро Гото, влиятельными самураями в сёгунате Тоса. Они-то и помогли ему в 1859 году поступить на службу к правившему в Тоса сёгуну Яманоути. Энергичный и жесткий, Ятаро быстро сделал карьеру. Когда через три года Ивасаки женился на Кисе Такашиба из самурайского рода, он уже был одним из главных чиновников сёгуната, отвечавшим за закупки для флота.

До 1868 года японские правители не пускали иностранцев на свою территорию, а собственных граждан - за границу. Внешняя торговля практически отсутствовала, что сильно раздражало молодую, но агрессивную тихоокеанскую державу - Соединенные Штаты Америки. И вот в 1854 году американский флот пришвартовался у берегов Японии и навел свои пушки на Токио. Отсталой Японии нечего было на это возразить. Так под дулами американских орудий в Японии и началась буржуазная революция. Вместо феодальных диктаторов править страной стали правительства, а формальным главой государства снова стал император. В сёгунате Тоса тоже все перевернулось. Сначала молодое правительство лишило сёгунов монопольных прав на проведение закупок для государства. Этот запрет и стал началом взлета Ятаро Ивасаки.

Чтобы не терять доходы, сёгун Яманоути передал госзакупки в подставную фирму "Цукумо сёкай", а во главе ее поставил Ятаро Ивасаки, формально ставшего "самостоятельным предпринимателем". Однако это положение просуществовало недолго. В 1871 году сёгунаты были вообще ликвидированы. В отличие от бывшего сёгуна Ятаро уже прекрасно знал, что ему следует делать. Он решил остаться "самостоятельным предпринимателем", который не брезгует дружбой с чиновниками. Благо их личные потребности Ивасаки за 12 лет службы изучил великолепно.

Для ликвидации сёгуната Тоса из столицы прислали чиновника Юдзо Хаяси. В числе первых его радушно приветствовал Ятаро, а через несколько недель Хаяси распорядился передать Ивасаки два парохода, принадлежавших ранее сёгуну. В обмен Ятаро обещал через несколько лет заплатить часть долгов сёгуна, сумма которых была меньше цены одного парохода. Эта блестящая операция по экспроприации экспроприатора стала первой самостоятельной сделкой Ивасаки. Для рабочих и служащих "Цукумо сёкай" ничего не поменялось - только компания стала теперь называться "Мицукава сёкай", а в 1873 году - "Мицубиси сёкай". Занималась она, как и прежде, морскими перевозками.

Сумма, в которой выразилась благодарность Ятаро за переданные ему пароходы, неизвестна, но Юдзо Хаяси был так рад угодить новоявленному бизнесмену, что заодно предоставил ему монопольное право на вырубку камфорных лесов на острове Сикоку. Правда, такие же "подарки" чиновники делали по всей Японии. Скоро крупнейшие торговые дома страны - "Мицуи", "Коноикэ", "Симада" и "Оно" - объединили свои пароходы и на паритетных началах с государством создали крупнейшую на тот момент судоходную компанию "Ниппоц-коку юбин дзёкисэн" (Почтовая пароходная компания).

Конкурировать с таким гигантом Ивасаки не мог. Тогда он прибег к своему излюбленному обходному маневру - стал искать поддержки у чиновников. Но на этот раз его амбиции уже вышли за пределы родного острова. И дружить Ивасаки стал ни много ни мало с премьер-министром японского правительства Тосимити Окубо и министром финансов Сигэнобе Окума. Случай доказать свою полезность столь большим чиновникам выпал Ивасаки уже в 1874 году. В то время на принадлежавшем Японии острове Тайвань вспыхнуло восстание, потребовавшее срочной доставки туда войск и оружия. И пока Почтовая пароходная компания медленно и неповоротливо только собиралась определиться с возможностью выполнения этого заказа, Ятаро уже начал возить войска на Тайвань. Реакция приятно удивленного Тосимити Окубо не заставила себя ждать. Ивасаки немедленно передали 13 грузовых судов, купленных правительством за границей за $1.5 млн. специально для осуществления военной экспедиции на Тайвань. А конкурента - "Ниппоц-коку юбин дзёкисэн" попросили вернуть государственные субсидии, и скоро она перестала существовать.

Похоже, Ятаро не забыл поделиться материальным выражением своего успеха с избранными чиновниками. Потому что еще через несколько месяцев правительство одобрило программу развития торгового флота Японии, самым примечательным пунктом которой стала ежегодная субсидия "Мицубиси" в размере 250000 йен. И это не считая того, что правительство обязалось выкупить у разорившейся "Ниппоц-коку юбин дзёкисэн" ее корабли и безвозмездно передать их "Мицубиси". Немудрено, что через три года такого плодотворного сотрудничества компания Ивасаки стала монополистом в перевозках морем, а за глаза его стали называть "морским чудищем".

К 1873 году принадлежащая Ятаро Ивасаки группа компаний "Мицубиси" превратилась во второй по величине дзайбацу Японии. Ивасаки - единственный из крупных японских предпринимателей, который создал свою империю сам. Остальные дзайбацу возникли из недр богатейших купеческих семей.

Успех не то чтобы вскружил Ивасаки голову, но сделал его еще более жестким человеком. Управляя своими компаниями, он придерживался авторитарного стиля, лично принимая все важные решения. Главным принципом своей компании он сделал самурайское "сёки хоко". В феодальной Японии эти слова означали жертвенное служение вассала своему господину, когда за победу господина не жалко отдать жизнь. Ятаро пояснял это выражение кратко: "Служить государству". И хотя про самого Ивасаки один чиновник как-то сказал: "Он служит больше своим коммерческим интересам, чем стране", от своих подчиненных Ятаро требовал беспрекословного подчинения. Взамен он давал им возможность чувствовать себя в компании как в большой семье. И даже выдавал своих дочерей замуж за своих топ-менеджеров.

В 1881 году для 47-летнего Ятаро Ивасаки, владельца крупнейшей судоходной компании Японии - "Мицубиси" (Mitsubishi), настали черные времена. Неприятности начались с успешного заговора. Группа обиженных политикой правительства самураев убила личного друга Ивасаки - премьер-министра Японии Тосимити Окубо, который все последние семь лет представлял интересы "Мицубиси" как часть государственной политики. Неожиданное политическое убийство спутало Ивасаки все карты. За несколько дней было сформировано новое правительство, в котором верховодили его конкуренты.

Уже через несколько месяцев новое правительство ликвидировало монополию "Мицубиси" на морские перевозки и передало перевозки для нужд государства новой судоходной компании - Kyodo Unyu Kaisha, которую создала крупнейшая дзайбацу (финансово-промышленная группа в Японии) "Мицуи" (Mitsui). Превратившись за 10 лет из чиновника в хозяина одной из крупнейших компаний в стране, теперь Ятаро Ивасаки мог лишиться всего.

Борьба между "Мицубиси" и Kyodo Unyu Kaisha стала одной из крупнейших конкурентных войн в Японии XIX века. Обвальное снижение цен в ней соседствовало с политическим подкупом. На новое японское правительство пролился настоящий денежный дождь. Только Ивасаки потратил на взятки членам кабинета 400000 йен, но владельцы Kyodo Unyu Kaisha потратили на них еще больше - Ивасаки смог подкупить лишь часть министров.

Однако расчет Ятаро не ограничивался подкупом. Втихую, распуская слухи о своем тяжелом финансовом положении, он тайно скупал акции главного конкурента. И, набрав контрольный пакет, решился на отчаянный шаг. В январе 1885 года Ивасаки заявил, что устал от борьбы и поэтому выведет свой флот в море и сожжет его в виду здания правительства. Чтобы не допустить потери большей части торгового флота страны, кабинет министров срочно собрался на заседание, и подкупленные Ивасаки министры предложили объединить конкурирующие компании. Этот план был одобрен. Через семь месяцев судоходное подразделение "Мицубиси" и Kyodo Unyu Kaisha слились в крупнейшее в Японии пароходство Nippon Yusen, в котором Ивасаки держал большую часть акций. Эта компания существует и сейчас под названием NYK Line.

Через месяц, в феврале 1885 года, умер в Токио.

Его брат Яносуки получил в наследство уже не конгломерат компаний, обслуживающих морские перевозки, но вполне диверсифицированный холдинг. После начала гонений Ятаро успел купить в 1884 году судостроительную верфь в Нагасаки, в 1881 году - угольные шахты на острове Хоккайдо, а также серебряные рудники Икуно. Несмотря на опалу, Ятаро Ивасаки остался первым представителем японских олигархов, которых в этой стране именуют "сейсо" - политическими коммерсантами. А созданный им еще в XIX веке многопрофильный холдинг Mitsubishi остается крупнейшим в мире и по сей день.

Авиастроением фирма занялась в 1918 году, когда инженер компании Кумэдзо Ито был отправлен во Францию для изучения роли авиации в Первой мировой войне. 1920 году было зарегистрировано первое авиационное подразделение фирмы: «Мицубиси — двигатели внутреннего сгорания» с заводом в Кобе. В 1922 году авиационное производство было перенесено к югу от Нагои. Здесь компания стала быстро развиваться и в 1928 году приобрела независимость и новое название — «Авиафирма Мицубиси». Однако период независимости продлился недолго, и уже в 1934 году все производства «Мицубиси» слились в одну фирму: «Мицубиси — тяжёлая промышленность». С этим названием фирму застало начало Второй мировой войны.

В течение войны основные заводы Мицубиси группировались вокруг Нагои. Все заводы были объединены в шесть самолётостроительных и 11 двигателестроительных производств.

Дзайбацу были технически практически развалены во время реформ проводимых во время Союзнической оккупации Японии после Второй мировой войны. Подконтрольные семьям активы были конфискованы; главы конгломератов ликвидированы; объединённые руководства картелей, неотъемлемая часть старой системы координации всех компаний, были объявлены вне закона. Десять основных на тот момент дзайбацу, которые по плану должны были быть ликвидированы в 1946: «Асано», «Фурукава», «Накадзима», «Ниссан», «Номура» и «Окура». «Мацусита должна была быть также закрыта, но она была спасена петицией, организованной союзом, в который входили 15 000 рабочих компании и их семьи.

Полное уничтожение дзайбацу не было достигнуто Союзническими реформами, отчасти благодаря духу того времени. Дзайбацу признавались выгодными для страны; простой японский народ, рабочие компаний, управленческий состав и бюрократия — все сходились в негативном мнении по отношению к попыткам их уничтожения. К тому же изменяющаяся политика Оккупационных сил по отношению к Японии послужила неким заграждением на пути к ликвидации дзайбацу. Практически все дзайбацу были реформированы в кэйрэцу, и в виде кэйрэцу существуют до сих пор и контролируют существенную часть экономики Японии.

Старый механизм финансового и административного контроля в «кликах» был окончательно уничтожен. Несмотря на отсутствие актуального механизма развития для существования больших индустриальных конгломератов в Японии, прошлая вертикаль власти в дзайбацу, имевшая у своей верхушки одну семью, была заменена горизонтальными партнёрскими и координационными отношениями между ассоциациями в кэйрэцу — это является важнейшим отличием от дзайбацу.

Как правило, кэйрэцу группируются вокруг того или иного мощного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка.
Несмотря на послевоенное насильственное разделение, Mitsubishi удалось стать одним из локомотивов беспрецедентного экономического роста Японии в 1950-х и 1960-х годов. По мере появления новых отраслей промышленности Mitsubishi открывала профильные компании (Mitsubishi Petrochemical, Mitsubishi Atomic Power Industries, Mitsubishi Petroleum Development и др.
Также не последнее место Mitsubishi занимает в прорывных отраслях, например, освоение космического пространства, авиация, освоение океанских ресурсов, передачи данных, компьютеров и полупроводников. Группа компаний Mitsubishi занимаются также производством потребительских товаров и услуг. Всего же группа генерирует свыше 10% ВВП Японии.



Комментарий: Основатель группы мицубиси политический коммерсант, выходец из феодальной системы, он не чурался давать взятки, он олигарх, но с другой стороны он националист, на ответственные должности ставит специалистов. История Ятаро показывает беспомощность чиновников перед олигархией. Почему же в современном западном мире считается, что чиновники не берут взяток у олигархов. Они стали сильнее? Нет, просто сложился класс олигархов, которые всё между собой переделили. Эта олигархия нависает над бюрократией и для сохранения статуса кво не допускает к кормушке новых олигархов. То есть сами коррупционеры дорастают до того, что не дают коррупции развиваться. Более того, в США лоббизм официально разрешен. То есть, созданы определенные правила, все видят, все знают, что и в чьих интересах. Если же в стране нет национально ориентированного олигархата, то появляется вакуум влияния.

Чиновничество как каста не способна сопротивляться подкупу и давлению зарождающейся олигархии. Но после того, как становление олигархата завершается, олигархат начинает наводить порядок на более низких уровнях. В тех же США простой человек не может давать взятку конгрессмену или чиновнику-полицейскому. Но сами олигархи могут лоббировать свои интересы. В России же коммунистическая идеология воспитала нового человека, без национального самосознания, ненавидящего богатых. Более того, легальная олигархия была запрещена. И как только теневики в СССР накопили ресурсы, они просто навязали партии курс на развал, потому что им это было выгодно. Ятаро была выгодна сильная Япония, а советским теневикам - слабая. Ятаро смог легализоваться, наши теневики до сих пор не могут до конца выйти из сумрака, наоборот начался обратный процесс ухода в сумрак.

Другой вопрос. Ятаро начал свой бизнес с приватизации государственного флота. Казалось бы, вор, в России его тут же бы окрестили вором и сволочью. Японцы же оказались более дальновидными. Они позволили Ятаро легализоваться, конкурировать в том числе и с госкомпаниями. Ятаро победил, а значит, управлял эффективнее госчиновников. Так что и в России нельзя сжигать все мосты и не давать приватизаторам выходить в белый бизнес. По крайней мере, на переходном этапе. Другой момент. Ятаро начинал по сути как челнок, посредник. Почти что торговец. В нашем мировоззрении посредник, торговец - это адский вор и сотона. Однако как только Ятаро встал на ноги он начал развивать добычу ресурсов, производство. Дело в том, что после начала буржуазного развития производить товары некому. Но торговля существует всегда. Даже из самого отсталого государства можно что-то вывезти и обменять на пароход или крейсер. А можно обменять на бусы или трусы. Ямато накопил капитал и вложился в производство и шахты. Даже отставая на 500 лет, можно встать на путь буржуазного развития. Буржуазия как плесень зарождается на торговле, посредничестве и спекуляции. Но как только она накапливает критическую массу, то начинает вкладывать в родную страну. Конечно, если торговцы не ущемляются чиновниками, уважаемы простыми людьми и настроены националистично. Националистов, в том числе и среди буржуазии, в России полно. Не все готовы эволюционировать в эмиграцию. Часть всегда останется и выиграет от этого.

Tags: Япония, правые, экономика, элитарные группы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment